Не использую методы академической психологии

   Не попасться под очаровании науки сложно. За какие-то пару сотен последних лет, человек очень быстро принял естественно-научную картину мира. И теперь он полностью подчинен ей.

   Мы не живем в действительном мире. Мы живем в Образе мира. Это можно видеть каждый день на очень простых примерах: разные люди в одних и тех же обстоятельствах видят мир по-разному. У каждого есть своя личная история, составляющая его картину мира. Но есть еще и правящая в обществе картина мира. От нее каждый из нас  несвободен изначально.

Для нас кажется очень естественно, что человек рассматривается как «организм», то есть как тело. Об этом говорит нам и школьное образование, и высшее, и медицина — все, что окружает нас сейчас в обществе. Сейчас это правящая картина мира для всего «прогрессивного» человечества. Мы это принимаем. Даже те, кто увлекается эзотерикой, которая предполагает область нетелесного,  запросто использует термины, а значит и понятия, этой самой научной действительности, типа «био», «энергетика» и проч…

   А что же с наукой психологией?  Если попробовать выйти из этого научного морока? Случилась у человека жизненная проблема, сложные обстоятельства, действительная жизненная задача и недееспособность в ее решении. Чем могут ему помочь такие знания как, например:

    «…Господствующая концепция психики, установленная традиционной интроспективной психологией, отождествляет психику с явлениями сознания; задача психологии, согласно этой концепции, заключается в том, чтобы изучать явления сознания в пределах того индивидуального сознания……...». Можно не продолжать. Дальше еще хлеще.

   Или: «… Рефлекторность означает первичность объективных  условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающий  системы в исполнительные…и проч., и проч…».

   Или:  «…Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу…».

   Это выдержки из словарей, на которых учатся современные психологи. Вникнуть в суть мысли, конечно, можно. Если напрячься и переключить себя в образ научного человека с высшим образованием, привычного работать с подобными текстами.

   Вникнув, можно даже поспорить  с тем, что сознание присуще только человеку.  Возможно, сознание присуще и животным, например, если поточнее определить само понятие.  Но чем все это может нам помочь в прикладной работе с человеком и его проблемами? Скорее это работает на совсем другую цель — четко отделить «профессионалов» психологии от простых людей, с которыми они  учатся работать.

   Эти цитаты — классика нашей психологии. Можно посмотреть  в любой психологический словарь или учебник — там все примерно в том же духе. И на этих понятиях и образах строится естественно-научная современная психология.  И дело не в том, что это советская марксистская психология, которая до сих пор выдает дипломы нашим психологам. Все это лежит и в русле общемирового воинствующего естествознания.

   Просто прочитав эти определения, возникает подозрение, что задача здесь —  не внести ясность в предмет исследования, сделать его понятным  и пригодным для прикладной работы, в решении насущных жизненных задач. А, наоборот, сделать это как можно более мутным и непонятным для «простого» человека. Ведь научный язык создан для того, чтобы отделять «чужих» от «своих». Наука в современном обществе — поле для выживания, это место под солнцем, и любое научное сообщество жестко борется за избранность своих рядов.

   Психология, став наукой, вынуждена принять эти правила игры. Но сохраняет ли она свои задачи? Если в прямом переводе это «наука о душе»? Как получилось так, что «душа» и как явление, и как понятие жестко вычеркнуто из предмета исследования этой науки?

   Как только Психология в естественно-научной картине мира локтями протолкалась под крыло науки, ей пришлось отказаться от самого своего  предмета, подменить его теми задачами, которые позволяют ей выживать в правящей научной среде. Вместо науки о Душе остались физиология организма, рефлексы, связки нейронов, кора головного мозга, нервная система, высшая нервная деятельность и проч…

   Но как же быть, если все же мы хотим помогать человеку в его жизни, а не встраивать его в правящие научные образцы? Не использовать его как материал для оправдания своих научных познаний?

   Если посмотреть шире на историю человечества. оказывается, что правящая естесственно-научная картина мира удивительно молода. И, возможно, стоит посмотреть подальше, и использовать ранее накопленный человечеством опыт.

   Картина мира, которая существовала много тысячелетий до наших дней, дает другой поход к видению человека. И, прежде всего,  она предполагает существование Души. Той самой, из которой в древности родилась Психология, как «наука о душе».

Причем,  Душа не просто как отвлеченное Понятие, а как Явление. То есть как существование некой действительности, у которой есть определенные качества, свойства и некое устроение. И если ее изучить, то с этим можно работать, воздействовать определенным образом. Ощущается, что это огромный мир, который сознательно не описан и  не изучен современным человеком.

   И не только наукой, но и религией. Хотя  Душа существует в религиозном мировоззрении, но эта сфера религии не особенно интересна. В религии Душа человека как такового обычно не является предметом исследования. Внимание религии направлено не на человека, а на Бога. Хотя в религии накоплен немалый опыт воздействия на душу.

   Единственно, где хоть как-то описан мир души, так это именно в народном мировоззрении. Если взять самое близкое — русскую традиционную культуру —  в языке, как в самом древнем носителе знаний о мире, еще остались знаки того, как видели человека наши предки. Всем нам знакомы, а главное, совершенно понятны такие явления как  «душа болит», «тяжело на душе», «снять с души камень», «душевно поговорили», «сказать от души», «как в душу посмотрел», «душевные муки»...  Раньше человек был намного более внимателен и чуток к своей душевной жизни. Если посмотреть в старые словари — там сохранилось еще много интересного, что описывало душевную жизнь человека. Возможно, позже это стоит описать в отдельной статье.

   Если обобщить —   я вижу возможность  работать именно  с Душой, как с источником любого движения, рассматривать душевные качества и свойства,  те несовершенства, которые не позволяют нам достигать того чего хотим, или ставить себе ясные задачи. Поэтому я не использую методы и термины академической психологии. А исхожу из того, что все, что касается душевной жизни человека точно можно описать только родным и понятным языком, который исторически хранит в себе эти образы.

   В своей работе я опираюсь на исследования народной культуры — мифологии, обрядов, народной педагогики. Я беру за основу материалы этнографических сборов историка, философа, канд. психологических наук А.А.Шевцова — это традиция верхневолжских мазыков, и его же исследования в области Культурно-исторической психологии. (Подробнее об источниках ЗДЕСЬ).

Автор Я. Крежевских
Ссылка на автора и на материалы сайта обязательна

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

2 комментариев к записи Не использую методы академической психологии

  • Nonna сказал:

    Какие же методы используете?

    • Яна Крежевских сказал:

      Если основное: исхожу из того, что предмет работы — это душа и все что с ней связано (душевные задачи, душевные движения, душевная боль...). А не «психика», как в академической психологии.

      Основной метод — это очищение сознания. Как связаны «душа» и «сознание» планирую описать в отдельных статьях по методике. Сама по себе традиция, откуда беру основу — представления об устройстве человека, в том числе и сознания, описаны в материалах этнографических сборов у офеней-мазыков (Ивановская обл.). Коротко в комментариях сложно пересказать — это целая философская школа.

      Способы очищения сознания — «кресение», «целеустроение», «наука думать» (названия этнографичные), думаю, буду о них писать подробнее в следующих статьях.

      Если интересны еще подробности — все описано в монографиях А.А.Шевцова. (Литературу можно посмотреть здесь — psihologcenter.ru/e-tnops...a-a-a-shevtsova/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать на почту ответы на мой комментарий

Подпишись на рассылку
Имя Email