Ребенок и ожидания

Жан Ледлофф. «Как вырастить ребенка счастливым». Читая книгу…

Ледлофф говорит о том, что ребенок по природе своей социален. То есть он изначально настроен на то, чтобы жить в ладу с себе подобными, чтобы взаимодействовать с окружающими, чтобы учиться, чтобы оправдывать ожидания родителей. И на этом строится традиционная педагогика. И это оправдывает себя — проблемы «отцов и детей» в традиционном обществе не существует.

«…Если малыш опорожнился на пол прежде, чем научился ходить в отхожее место, но уже способен понимать, ему строго прикажут выйти из хижины. Ему говорят не пачкать пол, а не то, что он плохой или всегда делает что-то плохое. Он никогда не чувствует, что он плох, а только в крайнем случае, что он любимый ребенок, совершающий нежелательное действие. Ребенок сам хочет прекратить делать то, что не нравится окружающим. Он социален по своей природе.

Если случается какое-то отклонение от правильного поведения ребенка, ни отцы, ни матери этого не спускают. Они вовсе с ними не сюсюкаются. … Их ожидания всегда остаются на прежнем уровне…»

____________________________________________________

Сейчас в нашей культуре очень распространены противоположные ожидания — многие будущие мамы беспокоятся о том, что не знают как воспитывать детей, что не справятся с непослушанием, истериками, возрастными кризисами… И это понятно, потому что все это имеет место быть, у разных детей в разной степени. Почему это происходит?

Мир изменился. И дети с первых дней растут в других условиях.

Мы чрезмерно опекаем их и не даем достаточно опыта общения с окружающим миром для их полноценного развития. Они не вовлечены во взрослую жизнь, в нашем обществе этого не предусмотрено — сплошные инкубаторы (садик, школа, институт).

Что с этим делать? Я не знаю готового ответа на этот вопрос. Мой старший ребенок ходит в садик, он тоже не вовлечен в мою взрослую жизнь. И меня очень заботит и интересует сейчас эта тема. В статьях этого блога я буду подробно писать о своих решениях и находках в этом.

Сейчас небольшой пример. Ледлофф очень точно подметила одну очевидную вещь.

«…Самая обычная похвала и осуждение совершенно сбивают с толку детей, особенно в самом раннем возрасте. Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов или вылепил пепельницу из куска глины, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением.

Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что Петенька смастерил, да еще сам!» —подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна. Его ум может быть польщен, но на уровне чувств ребенок будет разочарован тем, что не смог сделать того, что от него ожидают и что по-настоящему делает его частью культуры, племени и семьи.

Даже среди самих детей фраза типа: «О! Смотри, что Маша сделана в школе!», сказанная с неподдельным удивлением, скорее расстроит Машу. Она почувствует себя изолированной от своих сверстников, будто ее не похвалили, а сказали: «Ну какая же Маша толстая!» (или худая, или высокая, или низкая, или умная, или глупая, но не такая, какой ее ожидают видеть)…»

_______________________________________________________

У меня совершенно точно был такой же образец общения с маленькими детьми. Мне казалось, что их нужно вот так поддерживать, поощрять, оценивать их успехи, развивать в них чувство уверенности в себе…

Когда моя старшая дочь в два года начала приносить из садика свои первые рисунки и поделки, я пыталась настойчиво восхищаться ее художествами :). То же самое проделывал папа.

И я никак не могла понять ее реакцию. Она сразу скучнела и как будто стекала с разговора, переключалась на игрушки.

Я разобрала у себя этот образец и смогла воспринимать это без  «дополнительного поощрения», как должное, вроде спокойного «о, здорово...». Стала  просто с обсуждать с ней что нарисовано, кто помогал, а что сама сделала. И увидела, что ребенок с удовольствием на это отзывается.

Без мук совести теперь стала выбрасывать ее рисунки :). Оставляю только некоторые, самые интересные.

Совершенно точно, что такая чрезмерная похвала входит в привычку. И ребенок в последствие привыкает, что его естественные действия должны постоянно подпитываться сторонней оценкой, начинает от нее зависеть.

И, кстати, начинаю понимать, почему многим детям нравится в садике. Несмотря на то, что скучают по маме, и устают от количества детей, от однообразия обстановки и расписания — там  не сюсюкаются, там ожидают от них «социального поведения». И это, пусть в такой форме,  отвечает их естественных ожиданиям.  (Конечно, если при этом сам садик благополучный и хорошие воспитатели. То есть определенный душевной комфорт ребенку обеспечен).

Автор Я. Крежевских
Ссылка на автора и сайт обязательна

 Другие статьи по этой книге:

Читая книгу...  Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»

 «Здесь и сейчас»

СКУКА

Детская скука. Недостаток впечатлений и опыта

"Отцы и дети". Непрощённые миры

Секс и потребность в ласке

Тонкости общения

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать на почту ответы на мой комментарий

Подпишись на рассылку
Имя Email