Учиться...

Не сказать что я большой поклонник этого фильма 🙂 , но почему-то  тема насчет «ешь, молись, люби» никак не исчерпается.  Там есть фраза, об которую  запнулась.  Гуру там ей вещает: «Когда ты чему-то учишься, надо любить себя». С одной стороны чудно укладывается в общую нынешнюю тенденцию, что «надо любить себя». Не всегда понятно, правда, как именно взять и начать любить себя.  То есть вчера не любил, а тут решил и прям сразу полюбил. К сожалению, очень мало кто может сказать что и как нужно сделать, чтобы от одного придти к другому. Общие советы, коими пестрит интернет — не в счет.

Но это большая тема.  А вот в каждом конкретном случае, например,  самооценка и самоощущения в ситуации обучения  — это уже интереснее. Надо еще  определиться, что в этом случае значит «любить», здесь  разброс образов и вариантов для разных людей  — уж очень разный. Но, предположим, обозначим это как состояние ясного понимания своих задач,  внутренний покой и достоинство, радость от процесса.

Хороший такой образ... Потом смотрим в то, что есть по факту в нашей советсткой и постсоветской культуре и понимаем, что между ними бездна :).
Все что связано с обучением — это прежде всего садик и школы, то что закладывалось первым, что является основой для дальнейшего  — это ситуации постоянной стиснутости, ходьбы строем, страх оценок и родительской реакции, беспокойство о четверных оценках,  ситуации  бесправности перед учителями, а иногда и унижения. Опять же, постоянное состояние оценочности и многолетние социальные роли («троечник»,  «середничок», «отличник», «изгой», «любимчик» и тд... — неизвестно что хуже  потом сказывается).

В послешкольном обучениии ситуация с достоинством и ходьбой строем несколько улучшается. Но главная засада зачастую остается — потеря своих  задач, ощущение, что это «надо» ... кому-то :)...  Потому что то, чему мы учимся после школы, формально вроде бы уже должно быть нам  жизненно важно, получаем профессию.  Но по факту — часто или нелюбимая специальность (за компанию поступил, выбора особо не было, еще не определился, родители настояли и т.д...). Или вроде бы и поступил куда хотел, но на практике оказывается, что учат несколько не тому, что хотелось, появляется куча «левых» предметов,  преподаватели, которые напрочь отбивают интерес к предмету...

Не секрет, что наше образование не дает знаний и навыков, которые непосредственно помогают потом в работе, в деле. Как говорят после ВУЗА «теперь забудь, все чему тебя  учили...» Пока ждешь, что тебя будут учить тому, что интересно и  нужно будет, именно прикладное, по профессии, уже успеваешь выгореть и хочешь только одного — быстрее закончить и получить диплом.  К этому прибавим уже со школы знакомый страх оценок, сессий, отчислений.

Дальше человек приходит на работу и обнуляется. Он не специалист, он снова ученик, на низшей ступени, считай «начинай все сначала». И здесь снова присутствует куча дополнительных целей, типа «чтобы не уволили», «показать что я не дурак и что-то могу», «побыстрее подняться», «чтобы начальство было довольно». То есть всплывают все те образы и болячки, благоприобретенные в обучении за предыдущщую жизнь. Это все еще паралельно с тем, что ему надо вообще то  реально учиться делать  дело, на это нужно направлять по идее основные свои силы.

Я как работодатель могу сказать совершенно точно — хуже выпускника работника нет. Не потому что он неумен или плохо учился. Потому что он после всего этого «учебного марафона» неадекватен, часто вообще маловменяем, не умеет видеть ни свою задачу, ни общую, он занят целиком собой и своим выживанием в обществе. Только плюсом к этому имеет еще и гонор. Ну вроде того «у меня ж диплом, я ж его наконец-то выстрадал, теперь имею право». Типа, я теперь свободный человек, наконец-то, отстаньте от меня все уже, я и так натерпелся учебы, а теперь еще и здесь чему-то надо учиться.

Это все то, чем заполнено сознание на тему учебы, обучения. Это фон, который мы часто не знамечаем, но который «всегда с тобой». Не скажу, что все описанное можно в полной мере отнести к каждому. Но в какой-то части, несомненно, каждый может себя узнать.  Как в этом «любить себя», то есть не терять своих задач, не терять достоинства, радости от процесса...  и учиться все-таки :).  Сложно... С таким багажом это практически неозможно, непонятно как же все-таки получается.  Есть бог на свете, да...

Даже если переходишь со временем в  другой, более достойный и дееспособный образ, то все равно, время от времени выносит в прежние болячки. А чаще всего получается, что на фоне внешне благополучного и осознанного обучения присутствует постоянное  внутренне сопротивление учебе. Начинаешь делать медленне чем можешь, откладываешь, тупишь, ленишься, стекаешь в другие задачи, прокрастинируешь или как там оно нынче называется.

Все это до тех пор, пока не осознаешь и не вычистишь эти образы в сознании, образы того обучения, к которому нас приучили с детства.

проф

Пожалуйста, поделитесь в ваших соцсетях!

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись на рассылку
Имя Email