В путешествие с ребенком. Испания, Андалусия...

Это статья на тему  самостоятельных путешествий с детьми.

Я не описываю здесь подробно туристические достопримечательности.  Но  больше уделяю внимание практическим вопросам. Возможно, кому-то будет полезен этот опыт для организации своего быта в путешествиях, а кому-то пригодится информация по месту нашей  поездки. А также в конце статьи — выводы и советы психолога о том,  что стоит учесть в путешествии с маленьким ребенком.

Путешествовали мы с Испанию, в Андалусию, в славный город Севилья. Нас трое: папа, мама и доча (возраст на момент поездки 1.6, ГВ уже нет). Спланировали поездку на сентябрь,  длительностью — на месяц. На этот срок  имеет смысл бронировать  авиабилеты  и  апартаменты уже в феврале.

Бронировали апартаменты на сайте www.sevillapartamentos.com. Это ресурс проверенный. Я пользовалась им уже пару раз, снимала там же апартаменты. Сеньор Фернандо, координатор, как все испанцы вальяжный и неспешный.  Но бурную переписку со мной пережил достойно, отвечал почти на следующий день :). Для снятия аванса пришлось давать данные банковской карты, но с ним была спокойна, потому что человек проверенный, знакомые  тоже много раз пользовались его услугами.  Мой испанский почти совсем никакой. Так что переписывалась   по большей частью с помощью Гугль -переводчика. Ближе ко времени получения визы они без проблем выслали нам необходимое подтверждение о брони.

Визу мы получали самостоятельно через визовый цент в Екатеринбурге.

Авиабилеты заказывали напрямую на сайте  Чешских авиалиний. Перелет Екатеринбург-Прага-Мадрид.  Дальше через сайт onetwotrip заказывали билеты Мадрид-Севилья. По-моему, это была Иберия. Экономия на раннем бронировании билетов, кстати,  составляет  от 30 до 50%.

Медицинские страховки делали у знакомого туроператора.

Был еще нюанс — в апреле стало известно, что у нас в семье ожидается пополнение. Поездка приходилась на срок 5−6 месяцев, достаточно удачно для путешествия. Но я так и не смогла найти такую медицинскую страховку, которая включала бы в себя риски беременности. Готова была заплатить бОльшую стоимость, но предложений таких просто не нашла. Была одна компания, которая предлагала подобное страхование, но только на срок до 10 дней поездки. Поскольку мы собирались на месяц, и на момент отправления никаких неприятных симптомов не было, то решили всем вместе оформлять  обычную страховку.

С собой — ребенок, 2 чемодана на колесиках, прогулочная коляска-трость, самая легкая весом 4.5 кг. Ребенок мужественно перенес  три перелета в день. Билет на ребенка мы не брали, потому как дорого выходило. Стюардессы на чешских авиалиниях были крайне предупредительны и попросили нашего соседа пересесть. Ребенок радостно проспал почти весь полет в отдельном кресле до Праги. До Мадрида пришлось лететь на коленках  у мамы, рейс был забит под завязку. Это было самое неприятное, потому как лететь все же часа три, точно не помню. Потом на последнем рейсе до Севильи рядом с нами не стали никого сажать еще на этапе выдачи посадочных. Мы сами заняли три кресла, ребенок  спал.

Из еды ребенку с собой брали: большую поилку с компотом, несколько соков детских в тетрапаках, пюре фруктовое в баночке, сыр, печенье, банан, яблоко, смесь в бутылочке (разводили стюардессы в самолете). Плюс брали с собой всякие бутерброды для себя, которые ребенок тоже подъедал за компанию. Тоже за компанию  покушал кое-что из самолетной еды (мяско, макароны). В общем, не голодал.

О ребенкином туалете. Поскольку за несколько месяцев до этого  у нас началась эпопея —  смены-размены квартир, переезд, жизнь на коробках со всеми вытекающими…, ребенок перестал ходить на горшок. Вернее, его перестали приучать. Все было не до того, да и не полезно в этих обстоятельствах. Так что на момент поездки мы оказались еще в памперсах. Естественно, во время поездки речь о дальнейшем приучению к горшку не шла. Так что предварительно помучившись всякими вариантами складных, надувных и прочих горшков, просто взяла запас памперсов на 3−4 дня. (С учетом того, что в Испании, внимание!!!, супермаркеты в воскресенье не работают, а некоторые магазины и в субботу тоже.) Со сменой памперсов проблем не было.  В самолете и  в аэропортовых туалетах  везде есть откидные пеленальники. А аэропортах еще и спец. туалеты с обозначением «для детей или инвалидов», там спокойно можно переодеться.

В аэропорту Севильи взяли такси (25 евр.), доехали до места, получили ключи, заплатили остаток суммы за жилье. Апартаменты заказали очень бюджетные, одна комната небольшая и маленькая кухня-прихожая. Выходило не очень дорого, учитывая немаленький срок нашего пребывания.  Также было  удобно по расположению и место проверенное, я там уже жила сама раньше. Но в варианте с ребенком оказалось маловато места, в следующий раз поискала бы вариант попросторнее, хотя бы с патио, чтобы ребенку было где побегать-потусить.

Первую неделю мы целыми днями ходили-бродили по городу. Ребенок сроднился с новой коляской, махом научился залезать-вылезать из нее, с удовольствием  глазел по сторонам, прилично вел себя в ресторане (когда его кормили вкусненьким 🙂 ).

Про Севилью — это вообще отдельная тема, это потрясающий город.

Было довольно жарко, температура днем в среднем под тридцать градусов. Но если не ходить по солнцу, выбирать теневую сторону улицы, то нормально. Везде фонтанчики. Есть такие, которые прямо из асфальта брызгают, ребенку очень нравилось в них освежаться.

Многие уличные кафе оборудованы системой «полива посетителей» :), когда на улице по контуру столиков  сверху разбрызгивается вода, очень освежает.  Дома кондиционер. Так что от жары мы не страдали.

Поскольку я раньше уже посещала местные достопримечательности, то муж сам несколько раз выбирался с ребенком — они съездили на автобусную экскурсию по городу, потом еще в местный Алькасар. Ребенок все это пережил вполне радужно и с интересом.

...Кстати, еще брали с собой эрго-рюкзак. Но воспользовались им только однажды. Во-первых, жарко в нем. Во-вторых, с коляской оказалось удобнее.

Жили мы в историческом центре, так что общественным транспортом не пользовались, везде можно дойти пешком.

Сеньор Фернандо пригласил нас на открытие своего таблао в пригороде. Поехали все вместе. Во время фламенко ребенок тоже вел себя достойно, смотрел во все глаза на сцену, учился хлопать в ладоши. После концерта залезла на сцену, все обследовала, приняла кучу комплиментов, наелась тапасов и в заключении на обратном пути умудрилась уснуть в своей сидячей коляске, как только не вывалилась оттуда — непонятно.

В другом таблао случился казус — маленьких детей не пускают. В таблао с большим пиететом относятся к представлению, боятся, что маленькие дети будут капризничать, а это не будет способствовать нужной атмосфере. Сложность была в том, что в том таблао выход находился  не за рядами, а напротив них, рядом со сценой. И эктстренно выходить, в случае чего, было бы неудобно.

Поскольку я за своим ребенком истеричности не подмечала, решились пойти, уговорили администратора  - если что выйдем.  Конфуз подстерегал  в самом неожиданном месте. Когда началось представление, дите словило «дуенде», вылезло в проход и радостно начало колбаситься, вытворяя невероятные «па».  Такое экстаз случился у нас в первый раз в жизни. Зрители ухохотались, я не знала то ли уже выходить, то ли оставаться. Пыталась утихомирить  дите, но не сильно успешно. Как-то досидели до конца.

Потом была еще одна попытка, ходили во фламенко-бар, там обстановка менее формальная. Но дочь после первых выходов снова пришла  в танцевально-музыкальный экстаз. Пришлось идти домой. На этом совместные  концертные эксперименты закончили. Дальше на мероприятия ходили по очереди, кто-то оставался с ребенком, благо там для развлечений у нас была компания.

Через неделю пребывания в Севилье поехали на океан, в Кадис. Отель забронировали прямо из Севильи, за несколько дней до поездки. Заранее побоялись, потому что мало ли как ребенок будет себя чувствовать, не заболеет ли,  и какая будет погода. Конечно, бронировать так срочно всегда невыгодно, все хорошие предложения по цене-качеству уже давно заняты. Апартаменты подходящие найти не удалось, в итоге нашли неплохую гостиницу в нужном месте, но недешево 110 евро в сутки. Забронировали, купили автобусные билеты. До Кадиса всего 1.5 часа езды. Ребенок часть пути сладко проспал. Автобусы вполне комфортные, но стоит обратить внимание на теплые вещи в дорогу — кондиционеры всегда морозят сильно.

Кадис — город удивительный, океан потрясающий. Линия набережной идет по верху старинных оборонительных  сооружений. Из-за этого горизонт очень высокий, кажется, что стоишь на палубе большого корабля 🙂 ) У ребенка от моря случился культурный шок. Она ехала в коляске повторяла все время «муу-у-у-урееееее…...». Были и обычные для подобного отдыха истерики на тему «ну-ка быстро из воды», куда ж без этого.  Но в остальном все вполне спокойно.

В Испании очень любят детей. Поэтому ребенок был постоянно обласкан комплиментами, улыбками, подарочками и проч. По приезду домой, кстати, испытала обратный культурный шок. Никак не могла понять, почему ей в ответ никто не улыбается 🙁 .

Питались утром в отеле (завтрак включен). Завтрак был чудесный. Отельчик маленький,  на завтраке обычно всего несколько человек. Ребеночку каждый день приносили цветные детские столовые приборы. Ела она с удовольствием все, что и взрослые — сыр, мясную нарезку, йогурт, фрукты, пила чай с молоком из поильника. С собой на пляж брали бутылку с детской кашей (перед выходом просила в баре развести кипятком), банан. Обедали в номере. Покупали в супермаркете жидкие испанские супчики (гаспаччо или сальморехо) и булочки.  Ребенок перекусывал хлебом, йогуртом, фруктами. Потом была сиеста. Режим дневного сна всю поездку старались сохранять. Да и сами часто отдыхали днем. Потом снова шли на пляж. Еще много ходили и гуляли, останавливаясь на детских площадках.

Там такие здоровские качельки везде для самых маленьких — с сиденьем как в прыгунках, ребенок обожал в них качаться. Почему у нас таких нет? Ну и везде фонтанчики, голуби… дочке очень нравилось. Вечером ужинали в ресторанчиках. В ресторанах ребенок ел с наших тарелок еду, рыбу в основном. Потом ей сильно полюбились оливки, маслины и хамон. Пришлось понемногу подкармливать этим, хотя поначалу боялась за ее жкх. Все обошлось благополучно.

На море мы планировали быть 5 дней. Но, глядя на восторженного ребенка, решили остаться еще на день. По счастью, в нашем отеле был на этот день только один свободный номер, и это был как наш. Так что мы задержались еще на день.

Потом мы вернулись в Севилью. Продолжили осмотр города, сходили в местные музеи — в Музей Этнографии и Картинную галерею, в парки, осмотрели все окрестный церкви, несколько раз ходили на салиду (торжественный вынос Девы Марии, типа нашего крестного хода, только все более красочно, с оркестром и т.д…). Вообще, Севилья такой город, что по нему можно ходить хоть целый год, не устанешь любоваться.

Ребенок нам в этих походах никаких сложностей не создавал. Но иногда мы все-таки ходили по очереди. Например, папа у нас сходил в арабские бани. Мне по состоянию было противопоказано. А я несколько раз выходила по магазинам на целенаправленный шоппинг, с ребенком было бы тяжело и хлопотно. Муж еще успевал работать, т.к. у нас был достаточного качества интернет. Я в это время гуляла с ребенком на детских площадках. В центре города их не так много, но есть. Детей обычно там тоже много.  Так что скучно не бывает.

Закупаться в местный супермаркет ходили раз в два-три дня . Продукты там подороже чем у нас. Приходилось иногда поискать-повыбирать. Что касается детского — был нормальный выбор детского питания, пюре всевозможное в баночках. То, что местного производства,  по цене соотносимо с нашим. Ребенок с удовольствием кушал. Сложность случилась с кашей. Когда наша закончилась, обыскалась на полках в магазине — не могла найти молочную кашу, все были безмолочные. Почему-то у них так принято. На мой вопрос сказали, что молочную, видимо, нужно в аптеке смотреть. Может быть они у них к смесям приравниваются  или просто непопулярные. Пришлось взять безмолочную и разводить с обычным молоком. Но каша была интересная. Там очень вкусное галетное печенье  «Мария», у нас такого вкусного не встречала. И детское питание есть с этой самой «Марией» — молочко сухое с «Марией», каши растворимые с ней же. Вот такую покупали — очень вкусненькая оказалась. Не было бы так много багажа, купила бы еще с собой несколько пачек 🙂 .

Еще покупала ребенку вот такой косметический сувенир.

Что касается ребенкиных покупок —  еще о памперсах. Памперсы тоже недешевые выходят, особенно стандартных известных брендов. Мы обходились памперсами местного производства, чуть подешевле, но оказались очень приличные.

По супермаркетам мы ездили в «прогулке». А ребенок еще периодически порывался катать корзинку на колесиках, это было любимое развлечение.

Обратная дорога — снова 3 полета за день. В первом полете снова на ручках. А потом на свободных местах. Устали, конечно, все. Но вполне терпимо.

По стоимости — вся поездка на месяц на троих вышла столько, как мы бы поехали через  турфирму дней на 10. Ну и конечно, большой плюс свобода выбора и передвижения.

Как итог могу сказать, путешествовать с детьми возможно вполне комфортно. Немного хлопотно, но все преодолимо. Сейчас строим планы, как можно путешествовать с двумя :).

И немного о психологической стороне дела.

Для ребенка поездка была стресс, с одной стороны. Потому что оооооочень много новых впечатлений сразу. Один перелет в три рейса чего стоит.  И новое жилье. А потом еще смена мест при поездке на море и обратно. Ребенок поначалу не очень хорошо спал. Просыпалась, пугалась нового места, звала маму. Пару раз случались истерики на почве перевозбуждения. Но потом освоилась. Научилась как-то переваривать новые впечатления, быстро адаптироваться к обстановке. Это для ребенка очень ценная способность, как мне кажется. Под конец поездки все это переросло в скачок развития и ребенок заговорил. До этого всего несколько слов говорила, а после поездки стала говорить сразу по нескольку новых слов за день, а через пару месяцев уже предложениями, с правильными падежами и окончаниями.

Поэтому, мне кажется, что поездки и новые впечатления для ребенка очень полезны. Но стоит соблюдать некоторые условия, чтобы ребенку было легче осваиваться в новых обстоятельствах.

Для себя поняла, что в этом случае способствует благополучному отдыху:

— спокойные отношения между родителями. Не стоит ругаться и выяснять отношения.  Ребенку в новых условиях особенно важно чувствовать себя защищено, в безопасности. Постарайтесь в это время  не наказывать ребенка, особенно изоляцией.

— рассказывайте заранее какие у вас планы, куда вы поедете, что там будет. Это касается как всей поездки в целом, так и планов на следующий день, и просто перед выходом из дома. Стоит помнить, что маленький ребенок быстро забывает сказанное, так что не лишним будет повторить несколько раз. Ребенок в этом случае будет готов к тому, что увидит, может быть к каким-то сложностям, и это не будет для него неожиданностью. И также важно, если вы заранее договаривайтесь с ним, как себя вести в том или ином месте (в музее, в магазине, в ресторане, на пляже, на детской площадке……), для него это будет понятнее, если скажете заранее и объясните почему так.

— по возможности сохраняйте режим дня. Если ребенок достаточно спит, он успевает освоить новые впечатления, не переутомляется, соответственно  лучше себя чувствует, не капризничает. С другой стороны, постоянно повторяющиеся привычные  ему действия (неизменное время и ритуал укладки спать, например) дают ощущение постоянства и защищенности.

— опять же, по возможности, сохраните что-то из привычного питания. Например, кашу из бутылочки, если ребенок до этого ее кушал, или йогурт в знакомых баночках.

— возьмите с собой несколько любимых игрушек или книжек,  пусть также сохранят часть привычной среды.

— не вводите новых навыков во время поездки (как, например, приучение к горшку или самостоятельная еда ложкой). И будьте готовы к тому, что ребенок может откатиться назад в этих навыках, если они у него уже были. У него просто может не хватить пространства сознания на это — ведь вокруг будет столько нового. Не ругайте его, верните памперсы, кормите сами. По возвращении все восстановится.

Удачных вам путешествий!

Автор Я. Крежевских
Ссылка на автора и на материалы сайта обязательна

Еще статьи по теме:
Малышам из путешествий — 1. Таиланд и кокосовое масло
Малышам из путешествий — 2. Испания и «Аква де Колония»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

8 комментариев к записи В путешествие с ребенком. Испания, Андалусия...

• Ana сказал:

Здорово, целый месяц!

А я все чего-то боюсь далеко и надолго с ребенком ехать. Главное- боюсь, что заболеет, куда бежать тогда.

А советы хорошие.

• Яна Крежевских сказал:

Как говорит одна моя подруга, которая постоянно ездила в Европу с двумя маленькими детьми — почему-то все сопли и кашли у детей проходят при пересечении границ Российской федерации:)))). В том смысле, что перемена места и все новое это все-таки стресс, а на стресс здоровый организм реагирует собранностью сил.

Хотя, это конечно, не 100 % правило.

А вообще мы успокаивали себя страховкой. Стоит заранее поподробнее узнать куда звонить, куда обращаться именно в том регионе, куда собираетесь ехать.

• Инна сказал:

Очень красиво!!! Мечтаю в эти края съездить. Но туров туда почему-то нет. А самой боязно. Компании нет, чтобы вот так самостоятельно рвануть.

• Яна Крежевских сказал:

Да, туры только на морское побережье Дель Соль. Но от него до Севильи далековато.

А на океанское Ла Луз почти и нет туров. Но и оттуда тоже не наездишься.

А непляжные путешествия у нас непопулярны. Климат диктует предпочтения полежать на песочке:)))

• Юли сказал:

Спасибо, было полезно про самолеты-билеты-еду. А то нам тут тоже предстоит первый раз. Летим на ПМЖ, далеко и долго. Думаем насчет отдельного билета, пока тоже в сомнении — дорого.

• Ольга сказал:

Скажите, как вы ориентируетесь в местных маршрутах, что интересного, куда сходить? Если языка не знаете.

• Яна Крежевских сказал:

Во-первых, русскоязычный интернет в помощь. Или заранее читается все по теме, или на месте если инет есть. Есть в сети и путеводители, и статьи, и отзывы, отчеты о путешествиях.

Во-вторых, есть местный интернет плюс Гугль-переводчик. Мы, например, когда искали расписание салид, нашли удобный местный католический ресурс:) и с него в принципе было все понятно. Где непонятно переводили тут же гуглем.

Можно инфу с туристических карт, объявлений, рекламок и афиш (тут фотоаппарат помогает запечатлеть) потом забивать вручную в тот же переводчик и переводить.

К слову сказать, в Андалусии в каждом городке есть пункт «Информасьон туристико». Обычно он расположен где-то в самом центре старого города. Туда можно обратиться с любым вопросом, там говорят по-английски обычно. Там же всегда можно взять в неограниченном количестве карты с готовыми маршрутами, рекламки мероприятии, экскурсий и проч. (правда с расписанием как везде там бывают странности, по-моему, в какой-то выходной как раз в наплыв туристов они не работают, точно не помню).

Если вы живете в отеле, обычно на ресепшен кто-то все-таки говорит по-английски и может подсказать нужный маршрут, расположение ближайших супермаркетов и проч.

Ну и даже без английского с небольшим словарным запасом можно вполне понять, когда по карте пальчиком водят и показывают. Язык жестов — великая вещь:))